Стресс сильно влияет на качество жизни подростков, поэтому важно научиться с ним справляться
Исследования показывают, что современные подростки испытывают больший стресс, чем взрослые. И этот факт вызывает тревогу у родителей. Подростковый стресс – распространенное явление, и с ним нужно бороться. Несмотря на то, что у подростков есть много причин для стресса, с ним можно справиться. Родители, проявив немного терпения, в состоянии помочь в этом своему ребенку.
Что такое подростковый стресс
Представьте себе такую ситуацию. Вашему ребенку предстоит ответственный экзамен. У него есть ровно неделя на подготовку. Все это время и он, и, скорее всего, вы будете испытывать беспокойство, раздражительность, злость и другие подобные чувства. Перед самим экзаменом у подростка может возникнуть сильное волнение. Он так боится получить плохую оценку, что хочет убежать, лишь бы не сдавать этот экзамен. Это и есть стресс.
Стресс – это реакция организма на сложные или угрожающие ситуации. Вы чувствуете стресс, когда сталкиваетесь с неблагоприятной ситуацией. Стресс активизирует в организме механизм «бей или беги».
Реакция «бей или беги» у подростков
Когда человек сталкивается с предполагаемой или реальной угрозой или испытывает сильный стресс, у него срабатывает автоматическая реакция «бей или беги». Эта реакция очень важна: организм готовится бороться с источником опасности или убегать от нее.
Когда срабатывает этот механизм, нейроны из миндалевидного тела мозга посылают сигналы в гипоталамус, который выполняет в мозге роль связующего центра. Гипоталамус посылает сигнал в надпочечники и активизирует симпатическую нервную систему.
Надпочечники выделяют в кровь адреналин, что вызывает повышение уровня сахара в крови и прилив энергии во всех частях тела. Когда это происходит, у человека учащается пульс, расширяются зрачки, а кожа краснеет или бледнеет. В таком состоянии организм человека остается 20–60 минут, после чего возвращается в нормальное расслабленное состояние.
Такая реакция происходит как у взрослых, так и у подростков. И это нормально, если организм не остается в таком состоянии слишком долго. В небольших дозах такая реакция полезна. Именно эта реакция помогает нам увернуться от летящего в нас мяча или вовремя отскочить, когда навстречу едет машина.
Симптомы подросткового стресса
Стресс может иметь различные физические и эмоциональные проявления. У некоторых людей он проявляется и в поведении. Рассмотрим симптомы стресса.
1. Эмоциональные симптомы
Люди, подверженные стрессу, могут выглядеть подавленными и несчастными. Подростки в состоянии стресса могут казаться взволнованными, раздраженными или отчужденными. Их легко разозлить, их поражают простые вещи. В трудных ситуациях подростки нередко чувствуют себя беспомощно. В следующий раз, когда ваш подросток пререкается с вами без особой причины, вы поймете, что, вероятно, он испытывает стресс.
2. Физические симптомы
Физические симптомы стресса включают усталость, истощение, головные боли, тошноту, головокружение, учащенное сердцебиение и потерю аппетита. Подросток может потерять интерес к занятиям спортом и другим физическим нагрузкам. Некоторые подростки теряют или, наоборот, набирают вес.
3. Изменения в поведении
Подростки, испытывающие стресс, могут казаться беспокойными и проявлять признаки нервозности: кусание ногтей, беспокойная ходьба, суетливость и т.д. Отстраненность от семьи и друзей, капризность, раздражительность, небрежность и отсутствие интереса к любимым занятиям также могут указывать на стресс.
4. Когнитивные симптомы
Стресс у подростков также может влиять на их когнитивные способности, например, память. Вы можете подумать, что ваш подросток несерьезно относится к своим делам, но, возможно, он просто подвержен стрессу. Другие когнитивные симптомы включают в себя иррациональное мышление, неспособность сосредоточиться и т.д.
Вам может это показаться невероятным, но стресс полезен, если он мотивирует вас работать лучше. Со стрессом легко справиться, если вы знаете, чем он вызван.
11 причин подросткового стресса
Чаще всего стресс вызывают обычные вещи. Если ребенок подвержен стрессу, это может быть вызвано одной или несколькими причинами.
1. Стресс, связанный с учебой
Учеба – одна из самых распространенных причин стресса в старших классах. Подростки часто беспокоятся о многих вещах, например, выполнение домашних заданий, подготовка к экзаменам и поступление в вуз. Умеренный стресс полезен, если он мотивирует подростка учиться лучше. Но если он отрицательно влияет на когнитивные способности и здоровье ребенка, стоит принять меры.
2. Физический стресс
Физические изменения также могут быть причиной подросткового стресса. С подростками происходят эмоциональные и физические изменения, которые приводят их в замешательство. Непонимание того, что происходит с их телом в период полового созревания, может быть причиной стресса. Кроме того, чрезмерная физическая нагрузка может вызывать у подростка усталость и психическое напряжение.
3. Социальный стресс
Социальная жизнь имеет очень большое значение для подростков. Они нуждаются в признании со стороны своих сверстников и для этого ходят на вечеринки и гуляют с друзьями. Подростки придают большее значение друзьям, чем семье.
Давление со стороны сверстников вызывает у подростков стресс и заставляет их пробовать алкоголь, сигареты и наркотики. Чаще всего это подразумевает, что подросток должен скрывать свое истинное «я» и притворяться кем-то другим. И это может вызывать стресс. Подростки создают себе приемлемый социальный имидж и поддерживают его под давлением сверстников. Это непростая задача, поэтому подростки вследствие этого часто испытывают стресс.
Кроме того, конфликты с друзьями, издевательства со стороны сверстников и романтические отношения также могут быть причиной стресса среди подростков.
4. Стресс из-за проблем в семье
Все, что происходит в семье, влияет на подростка. Высокие ожидания родителей, разногласия между ними, болезнь члена семьи или напряженные взаимоотношения с братьями или сестрами – все эти факторы могут повлиять на подростка.
Конфликты с братьями и сестрами – это еще одна семейная проблема, которая может вызвать стресс у подростка. Разногласия в таких случаях – вполне нормальное явление, но если они перерастают в настоящую войну, это может вызвать стресс у всех участников конфликта. Подростки могут ревновать и ненавидеть своих младших братьев или сестер, которым достается больше родительского внимания. Старайтесь не принимать ничью сторону в таких спорах, чтобы предотвратить подобные ситуации.
5. Финансовый стресс
Деньги беспокоят не только взрослых. Подростки также беспокоятся о них, потому что не могут контролировать свое финансовое положение. Исследования показывают, что подростки из малообеспеченных семей часто подвержены стрессу, связанному с бедностью, и впоследствии становятся тревожными подростками и взрослыми.
Если ваша семья испытывает финансовые трудности, это может стать причиной стресса у вашего подростка. Беспокоиться о финансовом положении семьи – это нормально для ребенка, но не обременяйте его большим количеством подробностей.
6. Травматические события
Несчастные случаи, болезни, смерть близкого человека, физическое или эмоциональное насилие – все это может иметь серьезные последствия для подростка. Смерть близкого человека может вызвать у него чувство утраты и страха потерять всех, кто есть в его жизни. Для подростков травмирующим событием может быть также разрыв романтических отношений. Если в жизни подростка произошли подобные события, нужно проявить внимание к его эмоциональному состоянию и поведению.
7. Резкие изменения в жизни
Подростки не могут принимать перемены в жизни так же быстро и легко, как взрослые. Резкие изменения, например, переход в другую школу, переезд в новый город, появление нового члена семьи (например, отчима, сводных братьев или сестер) могут вызывать у подростка дискомфорт. Если при этом он не знает, как справиться с изменениями или как оправдать ожидания родителей или учителей, его жизнь становится напряженной.
8. Романтические отношения
Старшеклассники часто переживают из-за того, что у всех их друзей есть парни и девушки, а у них нет. Ожидания от своего парня или девушки, недостаток внимания от него (или, наоборот, его избыток), запутанные чувства – все это и многое другое может вызвать у подростков стресс.
9. Низкая самооценка
Физические и эмоциональные изменения, происходящие с подростками, заставляют их сомневаться в себе. Это приводит к формированию низкой самооценки. Также низкая самооценка и неуверенность у подростка могут возникнуть из-за отношения к нему родителей.
10. Нездоровая конкуренция
Конкуренция подростков со сверстниками – распространенное явление. Старшие девушки и юноши, как правило, проявляют здоровую конкуренцию в учебе, спорте и других сферах деятельности. Конкуренция полезна, пока она мотивирует подростка совершенствоваться. Но если она вызывает отрицательные чувства, например, ревность или обиду, то лишь усиливает стресс.
11. Плохие навыки тайм-менеджмента
Подростки часто жалуются на то, что у них ни на что не хватает времени – ни на завтрак, ни на уроки, ни на выполнение домашних обязанностей. Плохие навыки тайм-менеджмента являются еще одной причиной стресса у подростков. Их часто отвлекают электронные гаджеты, забирающие большую часть их времени. Прежде чем они это поймут, у них остается слишком мало времени на выполнение необходимых дел. В результате подростки страдают от стресса.
7 способов справиться со стрессом
Не стоит акцентировать внимание подростка на том, что он испытывает стресс, лучше помочь ему справиться с ним. Это можно сделать, используя приведенные ниже способы.
1. Сон
Подростки заняты учебой, домашними обязанностями и хобби. Поэтому у них остается мало времени на сон. Как правило, подростки ложатся спать поздно ночью и просыпаются очень рано. Чтобы снять стресс, им необходимо расслабиться. Когда расслаблено тело, психика также расслабляется и восстанавливается. Полноценный ночной сон поможет подростку лучше справиться со стрессом. Также полезен кратковременный сон в середине дня.
2. Физическая активность
Это один из лучших способов для подростков, чтобы снять стресс. Ничто так не помогает справиться со стрессом, как пробежка. Также будет полезным отправиться на прогулку или сходить в тренажерный зал. После этого подросток почувствует себя лучше. Поощряйте его заниматься спортом или просто быть физически активным. Это поможеть ему сохранить здоровье и справиться со стрессом.
3. Здоровое питание
Здоровое питание необходимо, чтобы снять напряжение, которое накапливается в организме. Сбалансированное питание, включающее большое количество овощей, фруктов, молочных продуктов, белков, сохранит здоровье ребенка. Когда подросток испытываат стресс, он, как правило, ест нездоровую пищу (фаст-фуд, мороженое и т.д.). Замените такой рацион здоровыми блюдами.
4. Поддержка родителей
Общение с подростком может быть непростым делом. В состоянии стресса с ним становится труднее общаться. В таких ситуациях бесполезно злиться на него или наказывать. Если вы хотите, чтобы подросток лучше справлялся со стрессом, вы должны быть рядом с ним и поддерживать его, а не усугублять ситуацию.
5. Сосредоточьтесь на позитивных моментах
Испытывая стресс, мы акцентируем свое внимание на том, что идет не так. Мы беспокоимся о том, чего у нас нет, и что у нас не получается. Стресс может усилиться, когда у подростка развивается негативный образ мышления. Подросткам нелегко находить в жизни позитив, но вы можете помочь им в этом. Напоминайте подростку о его сильных сторонах и о том, как он может использовать их для решения жизненных проблем.
6. Разговаривайте с подростком
Поощряйте подростка говорить о том, что его беспокоит. Общение – одно из самых целительных и эффективных средств снятия стресса. Обсуждение проблемы поможет вам быстрее найти решение. Для вас главное – выслушать подростка и подумать, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
7. Позвольте подростку делать то, что делает его счастливым
То, что делает человека счастливым, не может вызывать у него стресс. Позвольте подростку делать то, что ему нравится. Это может быть что-то простое, например, слушать музыку, играть в компьютерные игры или смотреть фильмы.
Занятия, которые помогут подростку справиться со стрессом
1. Дыхательные упражнения. Глубокое дыхание расслабляет тело и психику. Дыхательные упражнения могут помочь подростку вернуть душевное равновесие и расслабиться.
2. Медитации. Это искусство сосредотачиваться на настоящем моменте. Когда вас переполняют мысли и эмоции, сделайте глубокий вдох и прислушайтесь к себе. Старайтесь ничего не думать – просто сосредоточьтесь на своих ощущениях. Вы также можете медитировать, сосредотачиваясь на своем дыхании, ощущениях тела или окружающих звуках. Это простое занятие позволит вам отпустить ваши мысли и расслабить ваш разум.
3. Визуализация. Зрительные образы – это мощный инструмент, который можно использовать для того, чтобы избавиться от негативного мышления. Сядьте в тихом месте, закройте глаза и прислушайтесь к окружающим звукам. Будьте максимально внимательны. Представьте, как бы выглядела идеальная ситуация. Подумайте, как бы вы при этом себя чувствовали и что бы сказали. Удержите этот образ в воображении на пару минут. Как только вы откроете глаза, у вас будет новый взгляд на ситуацию.
4. Откровенность на откровенность. Если вы и ваши друзья испытываете стресс, апробируйте этот способ. Откровенный разговор поможет вам обоим поделиться своими переживаниями и мыслями, а также структурировать их. Это занятие также поможет вам научиться прислушиваться к другим.
5. «Молчание». В эту игру играет несколько человек. Возьмите легкий мячик, который можно без усилий бросить. Бросая или принимая мяч, вы должны молчать. Учасник, который произносит звук или слово, выбывает. Такая игра заставляет ребенка сосредоточиться на том, чтобы поймать мяч, и не думать о том, что его беспокоит.
6. «Замри». Эта игра, в которую играет несколько человек, хорошо помогает снять стресс. Участники должны танцевать под музыку, а когда она останавливается, замереть.
Чтобы справиться со стрессом, подростки могут также вести дневник своих стрессов. Этот способ также является очень эффективным.
Подростковый стресс: статистика и факты
Знаете ли вы, что более 25 % подростков испытывают стресс в течение учебного года?
· 59 % подростков утверждают, что испытывают стресс из-за того, что не умеют управлять своим временем;
· 40 % подростков утверждают, что в состоянии стресса чувствуют раздражение или злость;
· 35 % подростков из-за стресса не могут спать по ночам, а 23 % – теряют аппетит;
· у многих подростков стресс приводит к физическим изменениям: 36 % чувствуют переутомление, 32 % – головные боли, а 21 % – расстройство желудка или кишечника;
· девочки часто испытывают стресс из-за своей внешности. Внешность является стрессовым фактором для 68 % девочек и 55 % мальчиков;
· подростки справляются со стрессом с помощью компьютерных игр (48 %) и просмотром Интернет-сайтов (43 %);
· чтобы справиться со стрессом, 28 % подростков занимаются спортом, а 37 % выполняют физические упражнения.
Помните, что полностью избежать стресса невозможно. Можно только обучиться его управлению, чтобы он не влиял на вашу жизнь. Чем раньше ваш подросток научится справляться со стрессом, тем лучше у него это будет получаться во взрослой жизни.
Советы учащимся по выбору профессии
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.
Какой выбор профессии можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
СОВЕТЫ:
1. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.
2. Не ставьте во главу угла свои или чужие представления о престижности профессии. Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.
3. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
4.Не увлекайтесь только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
4. Не отождествляйте школьный учебный предмет с профессией. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
5.Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья.
6. Не воспринимайте инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний и т.д.
СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
§ Выбор профессии «за компанию».
§ Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
§ Увлечение только внешней стороной профессии.
§ Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
§ Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
§ Отождествление учебного предмета с профессией.
§ Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
§ Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
§ Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
§ Недостаточное знание профессии.
При выборе профессии нужно:
§ Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
§ Определиться в своих интересах;
§ Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
§ Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
§ Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
§ Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
§ Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
§ Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.
Выбирая профессии, важно:
§ Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
§ Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
§ Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
§ Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.
Выбирая учебное заведение:
§ Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
§ Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
§ Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
§ Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
§ Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
§ Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ УЧЕНИК,
ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ.
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбирать профессию может человек, осознавший:
· что он хочет (осознавший свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, целостные ориентации);
· что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
· что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
· что от него требует работа и трудовой коллектив.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ.
Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ.
Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.
Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это психические процессы – мышление, память, внимание, воображение) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.
МЕТОДИКИ НА ПРОФОРИЕНТАЦИЮ:
Дифференциально-диагностический опросник ДДО https://psytests.org/profession/ddo.html
Опросник профессиональных предпочтений. https://psytests.org/profession/yovayshi.html
Карта интересов. https://psytests.org/profession/mapG.html
Опросник по определению профессиональной готовности Кабардовой.
Тест по определению профессионально-личностного типа. https://psytests.org/profession/hollandA.html
Если Вы решились учиться до 11 класса, то
следует учесть ключевые моменты при выборе
учебного заведения высшего профессионального образования.
Прежде чем выбрать конкретное учебное заведение,
выберите несколько учебных заведений, которые готовят
по интересующей Вас специальности или направлению,
соберите полную информацию о каждом, а затем сравните.
О наличии лицензии и свидетельства о государственной аккредитации можно узнать на портале "Карта ВУЗов"
Выбирая вуз, нужно принимать во внимание рейтинги вузов из различных источников:
Рейтинг вузов на основе минимальных баллов ЕГЭ (http://www.edu.ru).
Рейтинг ООО "Деловая Россия". Дает оценку российским ВУЗам с точки зрения востребованности их выпускников на рынке труда (htpp://www.deloros.ru).
Рейтинг Федерального агентства по образованию. Составляется на основании официальных данных, полученных от администраций ВУЗов (http://www1.ed.gov.ru).
Рейтинг ВУЗов издательского дома "Коммерсантъ". Формируется на основе опроса крупнейших российских компаний, которые предоставили информацию о нескольких тысячах молодых специалистах, принятых ими на работу (http://www.kommersant.ru).
Рейтинговые исследования ВУЗов по критериям общественной оценки. Проводит независимое рейтинговое агентство в сфере образования «Рейтор», опираясь на собственные социологические исследования и официальную информацию государственных органов (http://www.reitor.ru).
Национальный рейтинг университетов по общественной оценке качества образования в рамках совместного проекта международной информационной группы "Интерфакс"
Если ты не знаешь, какую профессию выбрать, пройти тест на портале Навигатора Поступления: https://propostuplenie.ru/basetest/
Еще ведь куча времени, я все успею! Прокрастинация – сложное слово. Но суть этого явления известна большинству людей. Это откладывание важных дел на потом. При этом важное дело либо делается в последний момент впопыхах. Либо не делается вовсе. Вместо этого человек занимается всем, чем угодно – как приятным времяпрепровождением, так и действительно полезными делами, которые можно было бы сделать позже.
Интересные факты!
· не путайте прокрастинацию с ленью. Внешне эти явления могут быть похожи, но они имеют разные механизмы. Прокрастинация может быть достаточно активной и требовать много энергии. Ведь человек что-то делает. Не то, что нужно, но все же. Лень чаще всего связана с потребностью в отдыхе и переключении внимания. Мы все иногда ленимся в этом смысле. Также лень может быть привычкой или чертой характера. Когда все делают за тебя, то нет привычки трудиться и преодолевать трудности, остается просто отдохнуть в сторонке.
· не путайте прокрастинацию с апатией. Апатия – это отсутствие желаний, безразличие к происходящему. Это состояние может быть симптомом более серьезного расстройства. Апатия – повод обратиться к специалисту на консультацию.
· в одном из исследований было показано, что «прокрастинаторы» и «деятели» могут быть одинаково эффективны, если речь идет о не очень важных делах, и если на их выполнение нет ограничений по времени. Проблемы у «прокрастинаторов» возникают, когда многое «поставлено на кон». Они так сильно боятся облажаться, что могут даже не приступить к действиям.
Чем вредна прокрастинация?
· в первую очередь тем, что важные дела так и остаются несделанными. Или делаются абы как. Это может повлечь проблемы на работе или в учебном заведении
· могут портиться отношения с людьми. Не только с начальством и коллегами, но и с близкими. Помните шутки про не вбитые гвозди и текущие краны?
· теряется мотивация, угасает интерес к деятельности. Ведь человек не достигает поставленных целей, соответственно не получает ни удовольствия, ни результатов
· самообвинения, чувство вины за зря потраченное время, снижение самооценки и в целом снижение работоспособности. Не забывайте, что прокрастинация тоже требует усилий!
Причины прокрастинации:
· низкая мотивация и неуверенность в успехе. Если человек изначально не верит в то, что задуманное получится, то и соблазн заняться чем-то другим возрастает в разы. В других случаях важное дело начинает казаться не таким уж важным.
· перфекционизм или стремление сделать все идеально. Когда у человека нет права на ошибку, то становится страшно вообще хоть что-то делать. Кроме того, в этом случае может уходить много времени на подготовку, «изучение вопроса», «подходящий настрой» и прочие танцы с бубном вместо того, чтобы просто начать делать.
· самообман и неправильно расставленные приоритеты. Когда кажется, что выполнение какого-то дела не займет много времени и не потребует больших усилий, человек может сразу перейти к другим задачам. А то и сразу к отдыху. В итоге часто выясняется, что время упущено, а дела не так просты, как казались раньше.
· это не исчерпывающий перечень причин прокрастинации. Да и в реальной жизни, думаю, причин отложить на завтра то, что можно сделать сегодня, бесконечно много.
Проверьте, являетесь ли вы «хроническим» прокрастинатором:
1. Часто ли вы говорите себе: «Сделаю это завтра»?
2. Случается ли такое, что вы совершаете важные покупки в последнюю минуту?
3. Тратите ли вы время впустую вместо того, чтобы заниматься нужными делами?
4. Часто ли вспоминаете, что чего-то не сделали, прямо перед выходом из дома?
5. Откладываете ли вы принятие решений, если не уверены в их правильности?
6. Переставляете ли будильник на несколько минут вперед, прежде чем окончательно проснуться?
7. Часто ли вы обнаруживаете, что так и не приступили к задачам, дедлайн по которым наступил «еще вчера»?
8. Приходится ли вам прилагать чрезмерные усилия, чтобы успеть сделать что-либо к сроку?
9. Опаздываете ли вы на встречи из-за того, что отложили сборы на последнюю минуту?
10. Часто ли ваши планы на день остаются невыполненными?
Если вы дали 7 и более утвердительных ответов, то уровень вашей прокрастинации можно назвать высоким; от 4 до 6 — вы в «группе риска»; 3 и менее — повода для тревоги нет.
Как избавиться от привычки прокрастинировать?
- Расставляйте приоритеты. Подумайте, что важно сделать в первую очередь, что можно отложить, а без чего можно спокойно обойтись. Также важно распределить силы между текущими делами и тем, что кажется неважным, но является вкладом в развитие личности.
- Ставьте цели и выделяйте задачи. Иногда поставленная цель может пугать своей глобальностью и потому кажется недостижимой. А недостижимая цель не мотивирует. Но не стоит отказываться от такой цели. Ее можно поделить на задачи, то есть на маленькие шаги, выполняя которые цель будет достигнута. Например, как для изучения английского языка, так и для подтянутой фигуры достаточно 30 минут в день. Важна скорее регулярность занятий.
- Не забывайте об отдыхе. Полноценный отдых – это залог эффективной деятельности. Важно как соблюдать режим сна и бодрствования, так и делать регулярные перерывы в работе. Не стоит наказывать себя за прокрастинацию, «оставлять без обеда». Наоборот, если вы чувствуете, что хочется заняться каким-то внеплановым делом, то лучше отдохните некоторое время. Да, лучший отдых – это смена вида деятельности. Лучше прерваться на 10 минут, прогуляться или полежать, а затем вернуться к оставленному делу.
- Мотивируйте себя правильно. Психологи выделяют мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудач. Второй вид малоэффективен и скорее приведет к прокрастинации. Ведь когда мы начинаем представлять все те неприятности, которые постигнут нас при невыполнении какого-то важного дела, наша полезная деятельность прекращается. Самообвинения, попытки себя подгонять и поучать (что-то вроде «Соберись, тряпка!») также не принесут желаемого результата. Получать удовольствие от преодоления сложностей, от достижения каких-то промежуточных целей, от самого процесса своей деятельности – это и есть мотивация достижения успеха.
- Осознайте свои желания. Если стоящая перед вами цель вас не вдохновляет, то стоит подумать о том, ваша ли это цель и для чего она вам. Важно понимать, чего вы хотите добиться и кому это нужно. Если вы учитесь для родителей, то с мотивацией будут проблемы. Можно попробовать представить себе, что даст вам результат той или иной деятельности.
- Проработайте свои страхи. Страх «чистого листа», страх сделать что-то неправильно, неуверенность в своих силах, сомнения о том, надо ли мне это или проще отказаться… Страхов может быть очень много и у всех они свои. Страхи могут прятаться глубоко внутри нас. А на поверхности страх будет звучать как рационализация. «Это уже неактуально. Это бессмысленно» и т.д. Если есть желание, то есть и смысл. Кроме того, наши страхи иррациональны и не всегда могут осознаваться нами.
Свинья и печенье. Мотивационный мультфильм